Изготовление криволинейных тяг, падуг

вытягивание тяг

В современном строительстве, к сожалению, все реже используют для оформления архитектурные тяги — вытянутые и выпуклые в той или иной плоскости элементы. Их еще можно заметить на старых домах и архитектурных памятниках. Такой, вроде бы незначительный, элемент оформления здания на самом деле совершенно преображает дом внешне, придает ему объем, рельефность, заставляет взгляд зацепиться за детали. Чаще всего вытягиванием тяг выделяли карнизы, арки, наличники окон и дверей, кессоны, пояски, фризы.

Виды тяг

Прямолинейными тягами обычно называют стандартные полки и полочки. Криволинейными называют маленькие валики или крупные валы, гуськи, каблучки, скоции, падуги, выкружки. Если в архитектурном обломе используется и те, и другие виды вытягивания тяг, то его относят к комбинированному типу. Самые красивые элементы украшения зданий как раз создаются путем сочетания разных по исполнению обрамлений.
Тяги можно разделить на простые, средние и сложные. Это зависит от того, сколько элементов в комбинации использовано для создания того или иного обрамления. Также они делятся по виду исполнения — прямолинейные, криволинейные и комбинированные. Вытягивания тяг криволинейных, замысловатых — это вершина мастерства для штукатура. Здесь важно точно рассчитать количество раствора и качественно выполнить все этапы вытягивания тяг, чтобы получить в итоге композицию, соответствующую задумке архитектора.
Вытягивания тяг — это показатель мастерства строителя, вершина дизайнерского и отделочного искусства. Наши мастера легко исполнят любой тип подобных работ — простые, средние или сложные. С нами вы можете рассчитывать на качественный результат!

Выполнение изделий

Самые простые виды архитектурных украшений — падуги, они же — четвертные выкружки, можно исполнить ручным методом. Подготовленные стены или потолки закидывают толстым слоем раствора и придают ему форму с помощью полутерков, простых или фасонных. Последние используются для идеально ровных и гладких поверхностей. В зависимости от того, узкая падуга планируется или широкая, используют инструмент с узким или широким полотном.

вытягивание тяг

Такая процедура производится в несколько приемов, за каждый проход мастер должен идеально выровнять поверхность падуги, придавая ей форму четверти окружности. Когда архитектурный облом готов начерно, ему дают немного подсохнуть, и приступают к следующему этапу. С помощью накрывочного раствора мастер закрывает всю поверхность падуги, потом маленьким полутерком он финиширует декорацию обрамления. В целом, ручное вытягивания тяг — довольно кропотливый и сложный метод создания архитектурных обломов, его применяют только мастера высшего класса для создания падуг или в тех случаях, когда по каким-то причинам невозможно использовать шаблоны. Чаще всего создание обрамлений проходит с помощью шаблонов.

Шаблоны

Выбрав нужный вам тип облома (или их комбинацию), нужно приступить к изготовлению шаблона. Любую более или менее сложную тягу куда быстрее и проще создать именно по нему, чем вручную, с помощью полутерков.

Шаблон состоит из нескольких элементов, главный из которых — это профиль. Его обычно мастерят из оструганной гладкой доски. На профиль наносится контур собственно тяги. Сделать это нужно аккуратно и качественно, чтобы в процессе работ профильная доска не сломалась и не потеряла форму профиля. Для этого используют ножи, пилы, стамески и другие инструменты, позволяющие придать доске точно заданную форму, ровные углы и округлости. Одну сторону доски скашивают примерно на 30 или 40 градусов «на лоск». Кроме того, сверху и снизу профильной доски оставляют отмазки — прямые части длиной не мене 10 см. Они не дадут выполняемому профилю загрязняться излишками раствора во время вытягивания тяги вчерновую и набело. Затем профиль необходимо укрепить стальным листом. Для это металл обрезается по контуру профильной доски и надежно крепится на древесину с помощью специальных гвоздей по всему периметру профиля.

Затем можно приступить к изготовлению других элементов шаблона, не менее важных для качественного выполнения работ. Салазки также делают из оструганной доски, причем их длина должны быть около 1,5 длин самого профиля. Если сделать их длиннее, то трудно будет вытягивать тяги в углах. Кроме них также нужно изготовить полозок, его длина должна совпадать с длиной салазок. Последний элемент шаблона — подкосы.

Собирают шаблон в следующем порядке: сначала ровно в центр салазок перпендикулярно устанавливают профильную доску и надежно закрепляют ее гвоздями. Затем укрепляют конструкцию с помощью подкосов с обеих сторон. Они же будут выполнять роль ручек для мастера в процессе вытягивании тяг. Полозок крепят снизу салазок, он служит направляющей при протаскивании профиля по правилам. Теперь можно переходить к следующему этапу — изготовление и навешивание правил.
Правила:

Правила — это направляющие, по которым двигают смонтированные шаблоны в процессе работ. Их делают обычно из прямоугольных деревянных брусочков. Они могут иметь любые размеры, в зависимости от масштаба тяги, шаблона и прочих нюансов. Единственное, что нужно учесть, — это то, что доски для правил должны быть ровные, чтобы профиль проходил гладко. Также стоит немного стачивать правила с торцов, в местах стыка, тогда шаблон будет проходить по ним ровно, без рыков и скачков.

Начинают навешивать правила по стене, где имеются окна (если речь идет о вытягивании тяг внутри помещения). Если же мастер делает архитектурный облом снаружи здания, то сначала правила навешивают по самым длинным поверхностям. Затем крепятся правила на противоположной стене внутри помещения, потом — на остальные стены. Это важно для того, чтобы тяги идеально сошлись во всех углах. Сначала крепится нижнее правило, затем верхнее. Причем первые проверяют по уровню, а вторые — по высоте шаблона. Затем можно крепить верхние правила, их длина с обоих сторон должна быть короче, чем у нижних реек, на длину салазок. Тогда шаблон можно будет свободно вставлять и доставать. Крепятся тяги на разные поверхности по-разному: к деревянным стенам — гвоздями, а к кирпичным и бетонным — с помощью растворов, которые затем можно легко удалить. После правильного навешивания правил можно приступать к вытягиванию тяг.

Процедура:

Если между стеной и потолком планируется довольно большое пространство (тяга довольно объемная, например, карниз), то предварительно в стена потолок вбиваются гвозди. Они позволят раствору лучше держаться на поверхности.

Шаблон устанавливается на правила, а стена между правилами смачивается жидкостью. Раствор необходимо накидывать небольшими порциями, не больше 1 см за раз. В противном случае шаблон будет срезать слишком много, облом оформляться неохотно, а процесс вытягивания тяг затянется надолго. Процедура накидывания раствора и первичные прохождения шаблона называются прохождение «на сдир». Процесс довольно сложный, тут нужен точный расчет материала на каждое накидывание, верная рука мастера для точного среза. Образующиеся полости — раковины — необходимо вытягивание тягтщательно заполнять. После каждого прохождения профиля его нужно тщательно отмывать, чтобы он не потерял форму и функциональность. Чтобы не слишком загрязнять помещение, можно выполнять проходы вдвоем, когда один мастер протягивает профиль по правилам, а второй держит внизу сокол и собирает сдираемые излишки раствора.

Тяг готов «на черновую», когда между ним и шаблоном остается небольшой, 2-3 мм, зазор. Когда облом фактически готов, ему дают обсохнуть, промывают и проходят сверху уже накрывочным раствором, «на лоск», не останавливаясь по всей длине тяги. Этот раствор отличается по составу и концентрации от основного, он фиксирует и украшает получившийся архитектурный элемент. При этом профиль ведут скошенной стороной вперед, чтобы она не срезала, а приглаживала оформленный раствор.

Процесс вытягивания тяг завершается разделкой углов и раскреповок. Эта работа требует особого мастерства и навыка. Специалисты используют для нее как ручной метод — с помощью линейки, так и шаблонный — с помощью разборных шаблонов. В каждом случае выбор способа индивидуален, но итог должен быть одинаков — профиль архитектурного облома должен сойтись во всех углах идеально.

В итоге фасад здания, украшенный с помощью нашей технологии, получается интересным, рельефным, привлекающим внимание, композиционно завершенным.

С любыми, возникшими у вас вопросами по вытягиванию тяг, обращайтесь к нам. Специалисты компании Антазис с удовольствием проконсультируют вас!